Школьный информационный библиотечный центр
Положение о библиотеке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аллероевская средняя школа №1»
1. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Минобрнауки, Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности». 1.2. Положение является локальным актом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аллероевская средняя школа №1» (далее МБОУ «Аллероевская СШ №1»). 1.3. Библиотека является структурным подразделением МБОУ «Аллероевская СШ №1», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.4. Деятельность библиотеки МБОУ «Аллероевская СШ №1» организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании МБОУ «Аллероевская СШ №1» - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения государственных образовательных стандартов, содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, - создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, - формирование здорового образа жизни. 1.6. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом МБОУ «Аллероевская СШ №1», настоящим Положением. 1.7. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.8. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся: а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации». 1.9. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой 1.10. МБОУ «Аллероевская СШ №1» несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.11.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции библиотеки 3.1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • аккумулирует фонд документов (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю МБОУ «Аллероевская СШ №1»; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web- страниц и т.п.); • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки 4.1.Библиотека включает следующие отделы: абонемент, читальный зал. 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, МБОУ «Аллероевская СШ №1» обеспечивает библиотеку: • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4. МБОУ «Аллероевская СШ №1» создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор МБОУ «Аллероевская СШ №1» в соответствии с уставом. 4.7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка МБОУ «Аллероевская СШ №1». При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня. 4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
5. Организация и управление 5.1.Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной информационной среды для читателей. 5.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом МБОУ «Аллероевская СШ №1». 5.3. Библиотекарь назначается руководителем МБОУ «Аллероевская СШ №1», является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета. 5.3. Библиотекарь составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана МБОУ «Аллероевская СШ №1». 5.4. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.5. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. 5.6 Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 5.7. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик.
6. Права и обязанности библиотеки 6.1. Работники библиотек имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно- информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе МБОУ «Аллероевская СШ №1» и настоящем Положении; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором МБОУ «Аллероевская СШ №1», и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители; е) вносить предложения директору МБОУ «Аллероевская СШ №1» по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере). ж) участвовать в управлении организации в порядке, определяемом уставом; з) иметь ежегодный отпуск согласно действующему законодательству; и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотеки обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем МБОУ «Аллероевская СШ №1». и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к МБОУ «Аллероевская СШ №1». 7.2. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; ж) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; з) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 7.3. Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся и педагогических работников МБОУ «Аллероевская СШ №1» в библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой , является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4.Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия - учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература -15 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса -15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
8. Механизм обеспечения учебной литературой 8.1. МБОУ «Аллероевская СШ №1» в целях обеспечения учебниками взаимодействует с другими образовательными учреждениями района, МУ «Управлением образования Курчалоевского муниципального района». 8.2. Учреждение: 8.1.1. Организует образовательный процесс в соответствии с утвержденными образовательной программой и программно-методическим обеспечением образовательного процесса (далее ПМО). 8.1.2. Организует контроль за соблюдением преемственности в работе учителей по утвержденному списку учебников. 8.1.3. Проводит инвентаризацию библиотечного фонда учебников. Анализирует состояние обеспеченности фонда библиотеки учебниками в соответствии с контингентом обучающихся и выявляет потребность в учебниках, передает результаты инвентаризации в Управление образования. 8.1.4. Обеспечивает достоверность информации об имеющихся в фонде школьной библиотеки учебниках, в том числе полученных от родителей (законных представителей) в дар МБОУ «Аллероевская СШ №1» (достоверность оформления заявки на учебники), в соответствии с утвержденным и реализуемым ПМО и имеющимся фондом школьной библиотеки. 8.1.5. Информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о наличии их в библиотеке через информационные стенды, сайт, на родительских собраниях. 8.1.6. Осуществляет контроль за сохранностью учебников, выданных обучающимся, за максимальным использованием ресурсов обменного фонда. 8.1.7. В соответствии с утвержденными образовательной программой и ПМО определяет минимальный перечень дидактических материалов для обучающихся (рабочие тетради, контурные карты и т.д.), приобретаемых родителями (законными представителями), и доводит его до сведения родителей (законных представителей). 8.1.8. Формирует и подает в Управление образования заявку на недостающие в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего (далее – ФГОС) образования учебники.
9. Правила книгообеспечения и финансирование 9.1. Обучающиеся в полном объеме обеспечиваются бесплатными учебниками по обязательным для изучения предметам из фондов школьной библиотеки. Учебниками по предметам, имеющими практико-ориентированную направленность: музыка, изобразительное искусство, физическая культура, технология, обучающиеся обеспечиваются во время работы на уроке. Учебники по данным предметам хранятся в учебных кабинетах. 9.2. Обеспечение обучающихся рабочими тетрадями, прописями, раздаточными дидактическими материалами, учебниками-практикумами, хрестоматиями, учебниками-тетрадями, учебными пособиями по факультативам, картами, атласами осуществляется самостоятельно родителями (законными представителями) обучающихся. 9.3.Вновь прибывшие учащиеся в течение учебного года обеспечиваются учебниками из библиотечного фонда в случае их наличия в фонде, в случае отсутствия – обеспечиваются путем перераспределения учебников между другими школами. 9.4. Приобретение книгоиздательской продукции (методических пособий и других изданий) педагогическими работниками осуществляется самостоятельно, в том числе за счет средств ежемесячной компенсации. 9.5. Наглядные, звуковые и цифровые образовательные ресурсы приобретаются за счет средств субвенций на обеспечение общеобразовательного процесса на основании заказа Учреждения.
Распорядок работыПонедельник — суббота:
Последняя пятница месяца — санитарный день.
Информация о фонде школьной библиотеки в МБОУ "Аллероевская СШ №1" на 2020-2021 учебный год.
Зав. библиотеки: Джансуева Т.Б.
МБОУ «Аллероевская СШ№1». Исполнение протокольного поручения Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова от 19.11.2013г.№ 01-153п2 об формировании у учащихся бережного отношения к школьным учебникам и школьному имуществу. Во исполнения протокола поручений Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова от 19.11.2013г.№ 01-153п2, а также в целях воспитания бережного отношения к книге и сохранности учебного фонда, составлен план мероприятий библиотеки по сохранности учебного фонда на 2019-2020 уч.год, по окончанию 2018-2019уч.года в мае., был организован возврат учебников в библиотеку в полной мере. А на начало 2019-2020уч.года в августе, обеспечение учебниками учащихся (выдача учебников учащимся, классными руководителями). В сентябре классные рук. и библиотекарь ознакомили родителей , обучающихся с положением «О сохранности фонда» и порядком пользования школьными учебниками. В 10.11.19г., 10.12.19г., 10.01.2020г. классными рук.1-11классов, проведены беседы с обучающимися «О бережном отношении к учебникам». Библиотекарем, раз в квартал проводятся рейды по проверке сохранности учебников в 1-11 классах . На момент проверки каждый учащийся должен был иметь все необходимые учебники, согласно расписанию, а сами учебники должны находиться в хорошем состоянии: быть обернуты, отремонтированы (если они того требуют). В ходе рейда педагог – Абдулханова М.Х. еще раз напомнила учащимся об основных правилах пользования учебниками из фонда школьной библиотеки, об ответственности за порчу и утерю книг. В результате проверки комиссия в составе: Абдулхановой М.Х., Тумхаджиевой Р.М., Дашаевой Х.Б., сделала следующие выводы: учащиеся начальной школы добросовестно относятся к учебникам, содержат их в хорошем состоянии. В этом большая заслуга классных руководителей и родителей. По итогам рейда вопрос освящается на совете при директоре и совещании учителей. 12.11.19г. Абдулхановой М.Х., провела беседы с обучающимися начальных классов «Учебник- твой друг, береги его».
1.Бережное отношение к результатам труда человека, к школьному имуществу, одежде своей и товарищей. 2.Внимательное и уважительное отношение к труду сотрудников школы. 3.Участие каждого ребенка в работе по сохранности школьного имущества, учебников, книг.
Вот такие объявления висят в вестибюле нашей школы.
Годовой план работы библиотеки на 2020- 2021 учебный год I. ЦЕЛИ: 1. Формирование фондов; 2. Обслуживание пользователей; 3. Повышение квалификации; 4. Пополнение материально-технической базы. II. ЗАДАЧИ: 1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся, педагогов. 2. Формирование высоко – нравственной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной в дальнейшем участвовать в развитии общества, обладающей прочными знаниями. 3. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 4. Формирование и сохранение духовной культуры, экологической культуры современных школьников. 5. Воспитание культурного и гражданского самосознания. 6. Организация комплектования фонда. 7. Формирование комфортной библиотечной среды. Основные функции библиотеки ü Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели. ü Информационная – предоставлять возможность информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя. ü Культурная – организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
III. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ: 1. Работа с библиотечным фондом учебной литературы. ü Подведение итогов движения фонда. ü Диагностика обеспеченности учащихся – сентябрь. 2. Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: · составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия – ноябрь - январь; · подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся и их родителей – январь; · прием и обработка поступивших учебников: 1) оформление накладных, 2) запись в книгу суммарного учета, 3) штемпелевание, 4) оформление карточки, · составление отчетных документов, диагностика % уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой — сентябрь; 3. Прием и выдача учебников по графику – май, июнь, август, сентябрь; 4. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий; 5. Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники» – сентябрь; 6. Списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам (в том числе) оформление актов и изучение карточек из каталогов – сентябрь - октябрь; 7. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведением итогов) – октябрь, февраль; 8. Работа с фондом художественной литературы · Обеспечение свободного доступа: ü к художественному фонду (для учащихся 1-8 классов, 9-11 классов); ü к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников). · Выдача изданий читателям. · Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. · Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. · Ведение работы по сохранности фонда. · Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей в читальном зале. · Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
IV. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний. 2. Знакомство с правилами пользования библиотекой. 3. Знакомство с расстановкой фонда. 4. Ознакомление со структурой и оформлением книги. 5. Овладение навыками работы со справочными изданиями. 6. Электронная каталогизация учебников, художественной литературы, методических и периодических изданий. 7. Выполнение информационных и тематических справок.
V. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 1. Формирование у школьников независимого библиотечного пользования. 2. Обучение носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации. 3. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы. 4. Развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения. 5. Организация выставок, стендов, проведения культурно-массовой работы. 6. Работа с читателями Индивидуальная работа при выдаче книг: ü рекомендательные беседы, ü беседа о прочитанном, ü беседа о новых поступлениях ü исследования читательских интересов пользователя.
VI. МАССОВАЯ РАБОТА:
Сентябрь: 1. Оформление книжной выставки «Книги-юбиляры 2020-2021». 2. Обзор книжной выставки «Книги-юбиляры». 3. Знакомство 1классников с библиотекой. 4. Беседы «О бережном отношении к учебникам».
Октябрь: 1. Игра-викторина –5 класс. 2. Книжная выставка «Писатели – детям». 3. Единый день чтения.
Ноябрь: 1. День матери. Книжная выставка «И это все о матери». 2. Беседа о женщине-матери – 7-9 класс.
Декабрь: 1. Книжная выставка «Новый год стучится к нам». 2. Конкурс поделок «Новогодняя мозаика» – все желающие. 3. Игровая программа «Всякая душа празднику рада» – желающие.
Январь: 1. Книжная выставка «Живая Русь». 2. Книжная выставка «Произведения-юбиляры 2021года». 3. Обзор книжной выставки.
Февраль: 1. Книжная выставка «Защитники Отечества» 2. Конкурс поделок к 23 февраля – 1-7 классы. Март: 1. Конкурс рисунков. «Милая, добрая, нежная…» – 1-6 классы. 2. Книжная выставка «Есть на Руси святое слово «Мама». 3. Викторина «Экологическое лото» – 4-6 класс.
Апрель: Неделя детской книги: 1. Игра «Знаешь ли ты сказки?»– 1-4 классы. 2. Литературный брейн – ринг– 5-6 класс. 3. Литературный час по творчеству писателя-юбиляра – 7-8 классы. 4. Литературная викторина -9-11 класс.
Май: 1. Книжная выставка «Поклонимся великим тем годам». 2. Литературный час « Мы рождены не для войны»- 5--9 классы. Воспитание культуры чтения Сентябрь. 1. Экскурсия. Путешествие по библиотеки. 2. Знакомство с книжным домом. Понятие читатель, библиотека, библиотекарь. 3. Ознакомление с основными правилами пользования библиотекой. 4. Правила умения обращаться с книгой – 1 класс.
Октябрь. 1. Выбор книги в библиотеке –3-4 класс. 2. Структура книги – 2 класс.
Ноябрь. 1. История библиотек – 4-5 класс. Декабрь. 1. Периодические издания для детей – 5-6 классы. 2. Библиотечный урок «Мои энциклопедии» – 3 класс. Январь. 1. Работа по сохранности фонда: беседа, выпуск стенгазеты – 5-11 классы. Февраль. 1. Твои первые энциклопедические словари, справочники – 3-4 классы. 2. Справочная литература. Обучение умению пользоваться ею. Март. 1. Искусство книги «Художники-иллюстраторы» – 5-6 классы. Апрель. 1. Выбор книги в библиотеке – 5 класс. Краеведение 1. Оформление и пополнение материала к выставке «Родной Урал». 2. Пополнение материала книжной выставки «Природа просит защиты». Духовно-нравственное воспитание 1. Изучение прошлого и настоящего нашего народа, знакомство с обычаями и традициями России. 2. Беседа «Святые праздники православной Руси» – 6-8 классы.
Новые информационные технологии 1. Использование возможности мультимедийной техники для продвижения книги и повышения интереса к чтению. Профессиональное развитие работника библиотеки 1. Посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях. 2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. 3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг; компьютеризация библиотеки, пополнение видеотеки, медиатеки; 4. Повышение квалификации на курсах; 5. Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека», «Библиотека в школе», газеты; 6. Взаимодействие с другими библиотеками.
Педагог-библиотекарь: Т.Б.Джансуева
Документы |